Новости

Новости

Интервью со Станиславом Могилевским и Викторией Леденевой: «Миграционные процессы – фактор национальной безопасности»

26 Мая2017
Интервью со Станиславом Могилевским и Викторией Леденевой: «Миграционные процессы – фактор национальной безопасности»

Развитие образовательных программ с учетом потребностей государств – участников СНГ становится приоритетным направлением работы многих высших учебных заведений России. На такие программы ориентирован и Институт права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС. О том, какие перспективы открываются перед студентами вуза, рассказали в интервью журналу «Форум-плюс» руководитель Института, заслуженный юрист России Станислав Могилевский и заведующая кафедрой конфликтологии и миграционной безопасности Виктория Леденева.

Станислав Могилевский: Сегодня в Институте права и национальной безопасности учатся около 60 студентов – граждан стран СНГ. Мы работаем над тем, чтобы расширять сферу сотрудничества в области гуманитарного образования. Реализуются проекты по дополнительному образованию с такими государствами, как Казахстан и Киргизия. Если говорить о том, что должно способствовать решению социокультурных задач формирующегося образовательного пространства Содружества, то следует отметить, что, развивая единую систему образования независимых государств, необходимо учитывать национальные интересы всех стран СНГ. С учетом таких интересов и была открыта наша новая уникальная магистерская программа, которая не имеет аналогов в России, – «Миграционная политика и демографическая безопасность».

Почему появилась потребность в такой программе?

Виктория Леденева: По оценке ООН, Россия занимает 2 место в мире по количеству мигрантов после США. И это место мы удерживаем на протяжении десяти лет. В 90-е гг. это была в основном вынужденная миграция: русские из бывших республик СССР возвращались в Россию.

С начала 2000-х гг. потоки поменялись: к нам поехали трудовые мигранты. Поэтому миграционная политика – достаточно новая сфера для государственного управления. Россия никогда ранее не сталкивалась с такими миграционными потоками, в отличие от западных стран, которые имеют уже большой опыт регулирования миграционных процессов. Сейчас мы наблюдаем, как за последние пять лет изменился образ мигранта. Раньше приезжало то поколение, которое помнило Советский Союз, эти люди знали российскую культуру и могли свободно разговаривать на русском языке. Сегодняшний среднестатистический мигрант – это мужчина в возрасте от 18 до 45 лет. Как правило, он приезжает один, практически не знает ни русского языка, ни истории, ни культуры нашей страны, ни российского законодательства.

Органы власти, занимающиеся регулированием миграционных процессов, особенно на муниципальном уровне, сталкиваются с множеством проблем: это регистрация мигрантов, устройство на работу, медицинское обслуживание, образование (если в страну приезжают студенты или дети мигрантов) и, конечно, социокультурная адаптация. Отсутствие работы с мигрантами приводит к межнациональным конфликтам в регионах. Все эти проблемы так или иначе отражены в миграционном законодательстве, которое ежегодно дополняется новыми актами и положениями. За последние несколько лет в миграционное законодательство было внесено около 500 изменений. Это свидетельствует о том, что миграционные процессы, происходящие в нашей стране, – не просто социально-экономическое явление, а один из основных аспектов национальной безопасности страны. К сожалению, на сегодняшний день у нас нет профессионального стандарта специалиста по работе с мигрантами и подготовка таких специалистов нигде не проводится. Между тем в регионах в них ощущается острая необходимость. Я могу с уверенностью об этом говорить, так как много общаюсь с представителями местных органов власти. Поэтому мы и открываем свою магистерскую программу для подготовки специалистов в сфере миграции. Адаптация мигрантов – лишь один из аспектов проблемы. Другой аспект – юридический. Расширяется пространство Евразийского экономического союза, в 2015 г. в него вступили Армения и Кыргызстан. Таким образом, граждане пяти стран: России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана – могут свободно перемещаться по территории Российской Федерации, для устройства на работу им не нужны никакие разрешительные документы, они могут заключать трудовой договор и работать по нему так же, как это делают российские граждане. Несмотря на то что граждане этих стран могут свободно пересекать границы, толком не отрегулированы взаимоотношения с мигрантами. Не регламентировано, где и как они должны платить налоги, где потом будут получать пенсию, как будет осуществляться медицинское обслуживание. Существует масса юридических документов, которые нацелены на развитие экономического сотрудничества на постсоветском пространстве, но среди списка соглашений и актов нет консолидированных документов, которые касались бы миграционной политики на пространстве Евразийского экономического союза. Наша программа готовит таких специалистов, которые будут разбираться в новых миграционных правилах и работать в рамках Евроазиатской экономической комиссии в ЕАЭС.

Кто может стать слушателем магистерской программы по миграционной политике?

В. Л.: В первую очередь, наша программа рассчитана на людей с профессиональным опытом, которые поработали, возможно, в данной сфере или на государственной службе и предполагают в дальнейшем работать с мигрантами. Эта сфера перспективная, потому что сейчас идет работа, над законопроектом по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. После того как будет принят этот законопроект (а работает над ним Федеральное агентство по делам национальностей), будут создаваться специальные организации на местах, которые должны заниматься проблемами мигрантов. Акцент будет сделан на институты гражданского общества. Именно общественные организации будут работать с мигрантами, учить их русскому языку, помогать готовиться к тестированию, оказывать юридическую помощь, содействовать в подборе вакансий, решать проблемы с работодателем.

С. М.: Такие специалисты нужны не только в России, но и в тех странах, откуда приезжают мигранты. Именно там они смогут оказать квалифицированную помощь и консультацию соотечественникам. Это делает программу «Миграционная политика и демографическая безопасность» в равной степени актуальной и востребованной для большинства стран СНГ.

 

Оригинал материала:
«Миграционные процессы – фактор национальной безопасности»

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:smirnov.smirnoffW@aemail777.com
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:
+7 499 956-99-69



E-mail:smirnov.smirnoffW@aemail777.com
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: smirnov.smirnoffW@aemail777.com

Президентская академия - лидирующий вуз России!